Интервью (от английского interview, «беседа», «деловое свидание») – это способ ведения разговора, беседы, которые происходят между 2-мя или более людьми.
Приветствие и начало диалога
Приветствие является практически самым важным компонентом любого интервью. Ведь впечатление о человека закладывается с самых первых секунд общения с ним.
Оно зависит от многих факторов: уровень знакомства интервьюера с человеком, например социальный статус собеседника.
Приветствовать человека можно следующим образом:
В формальной форме – по имени, отчеству и на «вы» (Здравствуйте,Андрей Валерьевич).
В полуформальной форме – по имени и на «вы» (Здравствуйте, Владимир).
В неформальной форме – по имени и на «ты» (Здравствуй,Андрей).
В фамильярной форме – на «ты» и по производной форме имени (Здравствуй, Володя).
Не стоит забывать, что диалог должен быть живым.Интервью должно представлять собой общение двух или более человек.
После полученный материал необходимо обработать, привести в удобный для аудитории вид. Этим может заняться как сам интервьюер, так и другие специалисты (например, редакторы).
Подготовка к интервью
Необходимо определить цель беседы.
Если максимально точно поставить перед собой определенную задачу, то можно считать, что успех обеспечен.
Безупречно продуманное интервью будет «магнитом»: если оно интересно для людей, то они сами проявят инициативу, что будет являться огромным плюсом в вашей работе.
Какие причины являются основанием для того, чтобы взять интервью именно у этого человека?
Может ли он рассказать что-нибудь интересное публике?
Какую пользу можно будет извлечь из этого интервью?
Можно ли с уверенностью сказать, что это интересное интервью?
Если интервьюер не может ответить на эти вопросы, то, результат не будет интересным и продуктивным.
Огромным плюсом является оповещение собеседника о намечающемся интервью. Человек сможет хорошо подготовиться к встрече с вами.
Также нужно обязательно заранее располагать информацией.В этом случае, интервьюер получит возможность поддерживать беседу, а также четко сформулировать интересующие его вопросы.
В социологической науке выделяют три вида интервью:
1.формализованное
2.фокусированное
3.свободное.
Первый вид интервью является самым распространенным.
При формализованном интервью основой является четко регламентированный вопросник, в котором четко сформулированы вопросы и задана последовательность вопросов,и разработанная инструкция, на основе которой интервьюер действует при ведении интервью.
Следующий вид — фокусированное интервью — направлен на сбор мнений и оценочного суждения по поводу конкретного явления и его причин. Этот вид интервью предполагает предварительное знакомство респондента с предметом интервью. В отличие от формализованного интервью порядок вопросов интервьюер может менять в ходе ведения беседы. Тем не менее, на все вопросы, указанные в опросном листе, интервьюер должен получить ответы. Свободное интервью, в свою очередь, проводится без стандартизированного вопросника или плана интервью. Данный вид интервью предполагает лишь определение темы беседы.Основным недостатком метода интервью является недостаточная оперативность и большие затраты времени. Интервью как метод нельзя использовать при массовых краткосрочных опросах.В журналистике интервью выступает как жанр, главной целью которого является определение мнений людей о тех или иных случаях, природных явлений или тенденций общества
Такое мнение может быть получено как от определенного человека, так и от коллектива.
Среди информационных интервью можно выделить подвид — блиц-опрос.
Он основан на сборе различных мнений на конкретную ситуацию или вопрос.
Блиц-опрос проводится среди населения, как правило, представителями различных социальных групп и возрастов.
Также можно выделить следующие виды интервью:
Интервью-диалог, которое предполагает передачу информации в опросно-ответной форме. Как правило, вопросы предоставляются будущему интервьюируемому заранее для ознакомления. Тем не менее, уточняющие вопросы в время интервью-диалога также присутствуют. Это помогает шире раскрыть интересующую тему и поддержать интерес целевой аудитории.
Интервью-монолог представляет собой ответ в монологической форме на один вопрос. Как правило, для интервью-монолога приглашается авторитетное лицо, компетентное в обозначенной тематике.
Интервью-сообщение. Особенностью построения текста данного жанра является пересказ ответов собеседника.
Интервью-зарисовка.
Этот вид интервью предоставляет журналисту определенную свободу в форме структурирования материала. Журналист может использовать свои комментарии, давать личную оценку, описывать обстановку беседы, создавать портрет собеседника.
Коллективное интервью. Это отражение взглядов и мнений нескольких собеседников по различным вопросам. Обычно данный вид интервью пишется по итогам таких мероприятий как круглый стол, деловая встреча, переговоры, пресс-конференции и т. д.
Интервью-анкета. Представляет собой блиц-опрос либо на улицах, либо во время какого-либо мероприятия. Строится на одном вопросе, который актуален для аудитории .
Протокольное интервью. Как правило, это информация о мероприятии, связанном с каким-либо политическим или общественным деятелем. Подготовку к интервью журналист начинает задолго до беседы с интервьюируемым. Он детально изучает тему будущего разговора, составляет перечень вопросов, которые необходимо задать.Также в ходе беседы журналист может задавать уточняющие или дополнительные вопросы.В такие моменты важно следить, чтобы не оказалась потеряна тема разговора, чтобы не уйти в сторону. Здесь очень важна подготовка журналиста, знание основных проблем и темы беседы.
Помимо жанра к видовой составляющей интервью можно отнести стиль его ведения. Выделяют два основных стиля ведения интервью — «мягкий» и «жесткий».
В первом случае интервью подразумевает спокойное, вежливое общение журналиста и респондента. Замечания и противоречия в ответах собеседника уточняются в деликатной форме, чаще всего с извинениями (например, «извините, но я считаю…»).
В «жестком» стиле, журналист может задавать неловкие и наводящие вопросы, ловить на противоречиях или оказывать некоторое психологическое давление. Такой тип интервью применяется для выявления у респондента эмоционально закрытых сфер, связанных с угрозой собственного «я». Анализ состава самого слова «интервью» позволяет определить, что оно состоит из префикса inter, под которым понимается значение взаимодействия или взаимонаправленности, и основы view, что означает — взгляд или мнение. Таким образом, несмотря на видовую разновидность, очевидно, что любое интервью основано на обмен взглядами, сведениями и фактами между людьми.